Проявлять ли инициативу или мир позаботится о нас?

Есть люди, которые верят в то, что «мир заботится о нас». Есть люди, которые имеют убеждение «Под лежачий камень вода не течет».
Стоит ли что-то делать, напрягаться, чтобы достичь цели или все само произойдет, если это твое, а сопротивление «мира» — это знак остановиться, работы над собой?

Я натолкнулась на статью на сайте innerjourney.ru, которая, как мне кажется, содержит ответы на эти вопросы.

Духовные расстановки, «принятие» и виндсерфинг

(развернутая метафора с картинками)

 

Дух веет, где хочет, и голос его слышишь,
а не знаешь, откуда приходит и куда уходит.
Евангелие от Иоанна 3:8

Этот текст о духовных системных расстановках мне самому кажется очень странным, несколько психоделическим и даже слегка безумным. У меня нет никакой уверенности, что он хоть кому-то поможет понять, что такое духовные расстановки. И единственная причина, по которой он появился на свет, состоит в том, что мне давно хотелось его написать.

По моему мнению, виндсерфинг, это прекрасная метафора для картины мира, используемой в духовных расстановках. В этой картине ветер — это некая Сила, действующая по каким-то неведомым нам законам и с неведомыми нам целями. Эта сила приводит в движение мир человеческих существ, а может быть, и всю вселенную. Берт Хеллингер называет этот ветер движением Духа-Разума (Spirit-Mind). Если хотите, можете называть его Дао, Божественностью, Провидением. Или Лилой — космической игрой.

Человек и его доска с парусом — это человек и осознание, в той степени, в какой он умеет этим осознанием пользоваться. Представим человека, который ничего не знает (или просто не задумывается) ни о существовании этой силы, ни о том, что он обладает собственным парусом осознания. Такой человек «просто» живет своей жизнью, просто дрейфует по ветру, не поднимая своего паруса (как на рисунке справа).

Но вот, из-за личной предрасположенности, вследствие недовольства своими обстоятельствами или по каким-то иным причинам, кто-то начинает предпринимать какие-то действия по изменению своей жизни и/или своей судьбы. В нашей метафоре мы можем сравнить это с попытками поднять из воды начинаем поднимать из воды парус…парус — начать пользоваться своим осознанием (как на рисунке слева). И сразу возникают трудности: подъем мачты поначалу требует немалых усилий. Да и снос в направлении ветра в этом случае существенно усиливается — ведь парусность возрастает. А еще в начале обучения неизбежны частые падения с доски обратно в воду. Иными словами — различные события в жизни начинают происходить значительно чаще, и не все из них воспринимаются человеком как приятные.

Если новичок продолжает обучение, то он со временем преобретает способность устойчиво стоять на доске. Да и подъем паруса теперь не требует таких тяжких усилий — теперь он происходит не благодаря приложению грубой физической силы, а скорее за счет правильного положения тела и поддержания правильного баланса. Примерно на этом этапе обучения люди начинают получать удовольствие от виндсерфинга: они обнаруживают, что доска дает возможность двигаться не только по ветру, но и перпендикулярно к нему и даже слегка против ветра. Правда, такое движение пока требует значительных трудов — все-таки пока это еще борьба с ветром, а не согласие с ним. Пока ветер больше вопринимается как враг — как нечто такое, что заставляет все время прикладывать усилия и при каждом неверном движении сбрасывает с доски. К тому же такого серфингиста, несмотря на всю его активность, в целом по-прежнему неуклонно сносит по ветру. Дух веет…

Но вот человек достигает такого уровня подготовки, когда он приходит с ветром в согласие. Теперь серфингист знает, что ветер — это не что-то такое, с чем ему нужно бороться. Напротив, оказывается, что ветер — это та единственная движущая сила, которая несет его по жизни. И для того, чтобы быть с ней в гармонии, вовсе не нужны физические усилия. Достаточно лишь очень тонко чувствовать эту силу и очень точно откликаться на нее всем телом. И вместо того, чтобы сражаться с парусом, человек обнаруживает, что парус сам его поддерживает. И тогда приходит восхитительная свобода выбора почти любого направления, приходит наслаждение скоростью, полетом и движением почти без усилий. И это — жизнь в согласии с Целым (рисунок справа).

Однако какое отношение все это имеет к духовным расстановкам? Просто в этой метафоре духовные расстановки представляют собой процесс обучения виндсерфингу — занятие, в ходе которого человек сначала открывает для себя существование ветра, потом узнает, что у него есть доска с парусом, а затем постепенно начинает учиться пребыванию в согласии с этой безличной высшей силой. И в результате сила эта мало-помалу перестает быть роковым препятствием и причиной трагических событий, но превращается в главный источник движения по жизни.

Я уже несколько раз употребил в этой статье слово «согласие». Это слово нравится мне гораздо больше, чем слово «принятие», которое слишком уж популярно как в системных расстановках, так в различных эзотерических учениях. Сплошь и рядом приходится слышать, как ведущий расстановочной группы говорит клиенту примерно следующее: «Тебе нужно принять свою мать, и тогда твои проблемы прекратятся». Казалось бы, золотые слова, но как это выполнить? Что конкретно человек может сделать, чтобы принять кого-то или что-то? И разве «принятие» матери только для того, чтобы решить свои проблемы не является простым самообманом?

В связи с этим мне вспоминается прекрасный диалог между ведущим и участницей одной из терапевтических Ошо-групп:
— У меня болит голова.
— Ты можешь попробовать подружиться со своей головной болью…
— Хорошо, я попробую.
И через некоторое время:
— Я попробовала подружиться с головной болью, но она все равно не ушла.
— Так ты хотела с ней подружиться, чтобы она ушла?

Очень часто принятие заменяется именно такой, в общем-то не слишком замаскированной, манипуляцией: «я принимаю, чтобы сделать себе хорошо». Или вот еще одна случайно подслушанная фраза, сказанная духовным искателем: «Ну вот, свою мать я принял, теперь осталось поработать с отцом, чтобы принять и его». И, наверное, такой искатель искренне верит, что это действительно было принятие, не замечая своего высокомерия в такой ситуации, когда собственные родители низводятся до объекта духовной работы. А ведь высокомерие, конечно же, несовместимо с принятием…

Так что же является принятием или, лучше сказать, согласием в метафоре виндсерфинга? Во-первых, признание того, что ветер существует. Во-вторых, осознание своего текущего уровня катания: сколько усилий приходится вам прикладывать, чтобы удержаться на доске, удается ли вам двигаться туда, куда хочется, и как сильно вы при этом напрягаетесь? И наконец, в каких вы отношениях с ветром? Друзья вы или враги? В согласии вы с ним или в противостоянии? Кто из вас главный и кто кому служит? В отличие от разнообразных духовных практик, виндсерфинг при ответах на подобные вопросы не оставляет вам никаких возможностей для самообмана. Там все эти вещи слишком очевидны.

Иными словами, принятие и согласие — это умение чувствовать тонкий баланс между своими действиями и движением некой высшей Силы. И чем больше человек учится ощущать такой баланс и откликаться на воздействие этой силы, тем свободнее он начинает двигаться по жизни, тем меньше усилий при этом тратит, тем больше жизнь дарит ему энергии, и тем больше он радуется своему движению. А духовные расстановки — это замечательный метод обучения такому балансу и такому точному и соразмерному отклику на предложение Большего.

Текст: © Свами Дева Зака, 2011
Фото: © Ма Прем Чамели, 2011

P. S. А в качестве бонуса предлагаю вашему вниманию пару фотографий, иллюстрирующих роль Духовного Учителя в Духовном Поиске: